Ровно 130 лет назад, в 1861 году, прозвучал первый паровозный гудок над просторами Прибалтики, извещающий начало в этом краю железнодорожной эры. 25 сентября 1861 года официально открыто движение поездов на первой в Прибалтике самостоятельной железной дороге между Ригой и Динабургом (Даугавпилсом) протяженностью 217 км.
Но этой знаменательной дате предшествовал долгий и сложный путь.
В первой половине XIX в. в Прибалтике получила значительное развитие промышленность, увеличилось производство сельскохозяйственной продукции, вырос товарооборот с внутренними губерниями России и экспорт товаров за границу. Резко возросший объем перевозок грузов требовал нового подхода к решению проблем транспорта, так как торговля и грузооборот Рижского морского порта в значительной мере зависели от состояния судоходства по рекам Даугаве и Лиелупе.
Сухопутные перевозки грузов обходились крайне дорого и поэтому имели главным образом местное значение. Использование речного транспорта также имело свои трудности. Еще в 1849 году в журнале комитета, учрежденного для рассмотрения предложений частных компаний об устройстве железных дорог в России, указывалось, что засорение русла реки Западной Двины с каждым годом все больше и больше затрудняет судоходство и в особенности на пространстве между городами Якобштадт (Екабнилс) и Кокснгузен (Кокнесе) и перед самим городом Ригой. В связи с этим был сделан вывод, что «во избежание сих неудобств, полезно провести железную дорогу от Риги к Динабургу».
Если первые железные дороги в России строились за счет казны, то, начиная с 50 годов прошлого столетия, строительство железных дорог преимущественно осуществлялось за счет частного капитала.
Одной из первых дорог частного строительства этого периода и явилась Риго-Дипабургская железная дорога.
Идея об осуществлении постройки Риго-Динабургской железной дороги принадлежит Рижскому Биржевому Комитету, которому еще в 1853 году и было поручено составить компанию для сооружения дороги от города Риги до Динабурга (Даугавпилса).
Необходимые для строительства железной дороги земли были приобретены путем добровольного соглашения, кроме одного незначительного участка на Московском форштадте города Риги, где, в силу наложенного секвестра (секвестр — запрещение, налагаемое органами государственной власти на распоряжение и пользование каким-либо имуществом), пришлось прибегнуть к принудительному отчуждению…