Думается, сравнение бесспорно только как художественный прием автора. Вспомним: Онегин сравнивается с Ленским, Ольга — с Татьяной, Чацкий — с Молчалиным, Печорин — с Грушницким и Вернером и так далее.
Как же быть с Онегиным и Печориным, героями разных по жанру и духу произведений? Тем более сегодня, когда мы имеем не только сравнение этих героев, сделанное В. Г. Белинским, но и множество других суждений...
Белинский в свое время тонко подметил, что несходство Онегина и Печорина между собой “гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Их роднит очень многое, однако насколько Онегин выше Печорина “в художественном отношении”, настолько Печорин выше Онегина по замыслу, идее.
В самом деле, что сближает героев? Происхождение, воспитание, образование, внутреннее благородство, не убитое до конца светом, положение в обществе. Все? Да, если не иметь в виду их загадочности, нераскрытости, что объясняется прежде всего глубиной авторского замысла. Еще, пожалуй, отметим и то, что Печорин стал в нашей литературе своеобразным “продолжением” Онегина.
Понятно, что различий между героями романов Пушкина и Лермонтова много больше.
Обратимся к 20—30-м гг. XIX века.
“Евгений Онегин”. Роман в стихах. Время создания — 1823—1831 годы. В романе отразился великий и трагический перелом декабря 1825 года, когда на Сенатской площади в Петербурге рухнули иллюзии декабристов и началась рефлексия передовой дворянской интеллигенции. Здесь стала ясна цена Онегиных, здесь родились Печорины. И если для Онегина время замерло, то Печорин был обречен жить, мучаясь и принося мучения окружающим. Время остановилось для обоих.
Онегин еще “жив” даже в финале, когда он, увидев Татьяну вновь, влюбляется в нее. Да, он живет, но смысл его жизни, цель его жизни, его любовь — все это уже в прошлом, всего этого уже нет. …