Кампания 1917 года: переход наступательной инициативы к союзникам
В декабре 1916 года главнокомандующим французской армией вместо Жозефа Жоффра стал Робер Нивель, разработавший новый план наступления французских войск на Нуайонский выступ. Английский премьер-министр Ллойд Джордж поддержал Нивеля, поручив ему командовать английскими войсками в совместной операции.О планах Нивеля стало известно германскому командованию, которое решило предупредить планировавшуюся атаку, и 23 февраля началось отступление германских войск на заранее подготовленную и хорошо укреплённую «линию Гинденбурга», закончившееся к 17 марта.
Битва при Камбре
20 ноября британские войска начали первую в истории массированную атаку с использованием танковых подразделений. В атаке участвовали 324 танка. Спереди на корпусах машин были прикреплены фашины для преодоления германских окопов и 4-метровых противотанковых рвов. Внезапность (отсутствие артподготовки) и превосходство в силах и средствах привели к быстрому развитию атаки, британцы за 6 часов продвинулись на такое же расстояние, на которое войска продвинулись в операции у Ипра за 4 месяца, прорвав германскую оборону и потеряв 4 тыс. человек.
Однако в результате стремительной атаки пехота отстала, а танки продвинулись далеко вперёд, понеся серьёзные потери. 30 ноября 2-я германская армия совершила внезапную контратаку, отбросив силы союзников на первоначальные рубежи. Несмотря на отражение атаки, танки доказали свою эффективность в бою, а сама битва положила начало широкому применению танков и развитию противотанковой обороны.
Хотя союзники не добились прорыва фронта, итогом кампании 1917 года стал крах планов германского командования по достижению победы путём «неограниченной подводной войны» и переход её к стратегической обороне. Наступательной инициативой завладели войска союзников
На Восточном фронте германская армия ограничилась лишь частными операциями, никак не влиявшими на стратегическое положение Германии. В результате операции «Альбион» германские войска захватили острова Даго и Эзель и вынудили русский флот уйти из Рижского залива. А положение Центральных держав в 17-м году было катастрофическим: для армии уже не было резервов, разрастались масштабы голода, транспортной разрухи и топливного кризиса. Страны Антанты могли победить даже не прибегая к наступательным операциям. Держа фронт, они просто уморили бы своих врагов голодом и холодом.
После подписания 3 марта 1918 года Брестского мира с революционной Советской Россией и выхода её из войны на Восточном фронте освободилось 44 дивизии, которые были переброшены на Западный фронт. Создав преимущество на Западном фронте в силах и средствах (количество дивизий увеличилось со 146 до 192 против 173 дивизий союзников, численность германских войск увеличилась на 570 тыс. человек, германское командование решило перейти в наступление с целью разгрома армии Антанты до того, как США смогли бы увеличить своё присутствие в Европе.
…